Нужно ли заниматься летом? Как не перегрузить ребёнка уроками во время отдыха?
Нужно ли учиться летом? И как это делать, если у ребёнка есть трудности в обучении
Когда заканчивается учебный год, родители сталкиваются с выбором: дать ребёнку отдохнуть или заняться «подтягиванием» навыков. Особенно остро этот вопрос стоит у семей, где ребёнок испытывает трудности в обучении, например, с дислексией, СДВГ или слабой школьной мотивацией. 👇🏻Разберёмся, что действительно полезно
Родитель:
❓Почему не стоит перегружать
Анна Заяц:
Исследования нейропсихологов и детских психиатров показывают: мозгу необходим отдых. Без него: — Новые знания не закрепляются - они просто не переходят в долговременную память. — Возрастает уровень стресса, тревожности и раздражительности. — Снижается способность концентрироваться. — Мотивация к обучению падает.
Каникулы - не перерыв в развитии, а его важная часть. Летом активизируются зоны мозга, отвечающие за эмоциональную регуляцию, креативность и социальные навыки.
Родитель:
❓Когда обучение летом - это плюс
Анна Заяц:
Дополнительные занятия могут быть полезны, если: — Ребёнок сам проявил инициативу. — Нужно поддержать уверенность в себе (например, перед переходом в новую школу). — Есть нейропсихологические особенности, требующие регулярной поддержки: дислексия, СДВГ и др.
Формат вдохновляющий: летний лагерь с математикой или литературными вечерами, игровые форматы, новые впечатления.
Родитель:
❓Щадящий режим занятий: как организовать
Анна Заяц:
Главное — не в объёме, а в подходе. Вот рекомендации: — Регулярность > длительность. Лучше 15–20 минут в день, чем 2 часа по воскресеньям. — Подходящий формат. Используйте карточки, словесные игры, игры с буквами. — Давайте выбор. Это снижает сопротивление: «С чего начнём — со слов или с чтения?» / «Сейчас или после обеда?» — Поощряйте усилие, а не результат. Это важно для самооценки и снижения тревожности. — Оставляйте время на ничегонеделание. В это время мозг как раз и «переваривает» информацию.
✅Главное: отдых - не враг развитию
Правильно организованное лето - это не альтернатива школе, а дополнение к ней. Это возможность отдохнуть, восстановиться, побыть собой, играть, общаться, путешествовать, ошибаться без оценки.
А если и заниматься, то легко, интересно и с вниманием к состоянию ребёнка.
👉🏻 В следующих материалах я покажу игровые упражнения, которые можно использовать летом для поддержки навыков чтения у детей с дислексией. Подписывайтесь в Telegram канал, чтобы не пропустить.