Дислексия и наследственность: что говорит наука?

Дислексия
и наследственность: что говорит наука?

Одна из ключевых теорий происхождения дислексии — генетическая. Она объясняет, почему трудности с чтением нередко «передаются» в семье от поколения к поколению. Но что это значит на практике? Разберёмся.
👉🏻 Что подтверждают исследования?
Наследственная предрасположенность — факт, подтверждённый многочисленными нейроисследованиями. У 40–60% детей с дислексией хотя бы один из родителей или ближайших родственников тоже имел схожие трудности в школьном возрасте.
1
Близнецовые исследования показывают: если один из однояйцовых близнецов имеет дислексию, то риск для второго близнеца — около 70%. Для разнояйцовых — около 40%. Это говорит о важной роли генетики.
2
3. Установлены конкретные гены, связанные с развитием нейронных путей, отвечающих за чтение, речевую и зрительно-пространственную обработку. Наиболее часто упоминаемые: DCDC2, KIAA0319, DYX1C1.
3
👉🏻Что происходит в мозге?
Трудности с автоматизацией чтения и письма, несмотря на нормальный интеллект.
Нарушения в межполушарной передаче информации (по мозолистому телу).
Cниженная активность в левом височно-теменном участке (важном для преобразования звука в букву).
Гены влияют на формирование нейронных связей в мозге, особенно в зонах, отвечающих за фонологическую обработку и автоматизацию навыков. У детей с наследственной формой дислексии часто наблюдаются:
👉🏻 Почему важно понимать генетическую природу?
Это снимает вину с родителей
Дислексия — не результат «недогляда», «неправильного воспитания» или «нежелания ребёнка стараться». Это объективная, нейропсихологическая особенность.
1
Это подсказывает стратегию помощи
Зная, что дислексия имеет биологическую природу, мы не пытаемся «перевоспитывать» ребёнка, а работаем через поддержку мозга — упражнения на межполушарное взаимодействие, зрительно-фонологические игры, телесно-ориентированные практики и пр.
2
Это предупреждает родителей
Если в семье уже есть случаи дислексии, важно внимательно наблюдать за ранними признаками у ребёнка — особенно в 5–7 лет. Раннее вмешательство даёт лучший результат
3
Именно поэтому важно не винить себя, а понимать природу происходящего. Дислексия — это не результат ошибок в воспитании. Это особенность работы мозга, которую нельзя "вылечить", но с которой можно научиться работать, если знать, как.
В следующем посте я расскажу, почему невозможно помочь ребёнку с дислексией, опираясь только на одну теорию, и как именно я подбираю стратегию, исходя из особенностей конкретного случая.
Подписывайтесь в Telegram канал, чтобы не пропустить